А.Л. Топорков, профессор ЦМБ. Пудожские экспедиции ЦМБ

Об авторе

      В 2003—2005 гг. прошли три Пудожские этнологические экспедиции, организованные Российско-французским центром исторической антропологии им. Марка Блока (далее — ЦМБ).

Хроника экспедиций

        Первая экспедиция проводилась с 30 июня по 24 июля 2003 г. С 1 по 16 июля — в дер. Семеново, а с 17 по 22 июля — в дер. Куганаволок. Материал собирался спорадически и в других населенных пунктах Пудожского района Республики Карелия (дер. Теребовская, Каршево, Бочилово, Гакугса, пос. Подпорожье). Помимо студентов и аспирантов ЦМБ, в экспедиции участвовали также отдельные студенты других факультетов РГГУ (историко-филологический, факультет архивного дела). К нам примкнули также Брайант Дэвис, выпускник Университета Южной Калифорнии (Лос Анджелес) и Илья Лемешкин, аспирант Карлова Университета (Прага).
        Вторая экспедиция прошла с 24 июня по 21 июля 2004 г. в дер. Авдеево Пудожского района.  Мы побывали также в дер. Алексеево, Бураково, Мелентьево, Песчаное, Пяльма, Римское, Теребовская.
        В экспедиции участвовали студенты 1, 3, 4 и 5 курсов ЦМБ, студентки Историко-филологического факультета (далее — ИФФ) Т.С. Ильина и О.А. Симонова, а также аспиранты ЦМБ А.Б. Ипполитова и М.Д. Алексеевский. К московским участникам экспедиции присоединилась аспирантка Петрозаводского государственного университета (далее — ПГУ) С.В. Федорова, аспиранты и преподаватели Карлова Университета в Праге И.В. Лемешкин, М. Соучкова и К. Маркова (Институт славистических и восточноевропейских исследований Философского факультета) и социальный переводчик из Гента Раисса де Кайзер.
        В рамках экспедиции была проведена летняя школа “Традиционная культура и ее адаптация к современному цивилизационному процессу”. Выражаем благодарность за финансирование школы программе Фулбрайт (США). Участники школы обсудили доклады и сообщения, с которыми выступили студенты, аспиранты и преподаватели РГГУ и ПГУ, а также филологи из Праги и Гента. В частности, большой интерес вызвали доклады Раиссы де Кайзер (Гент) «О работе социального переводчика (опыт работы с эмигрантами из стран СНГ)»; М.Д. Алексеевского (аспирант ЦМБ) «Мшенские родники: опыт комплексного обследования современной православной святыни»; Т.А. Кузнецовой и Д.М. Шлепнева (выпускники ЦМБ) «Проблемы устной истории»; А.А. Соловьевой (1-й курс ЦМБ) «Оборотничество в Китае и у славян (сопоставительный аспект)»; Т.С. Ильиной (4-й курс ИФФ) «Личность жительницы дер. Бураково В.А. Анхимковой»; О.А. Симоновой (4-й курс ИФФ) «Семейная жизнь деревни Авдеево» и др.
        Третья экспедиция проводилась в дер. Каршево Пудожского района Карелии с 21 июня по 21 июля 2005 г. Помимо Каршево, мы работали также в пос. Красноборский, дер. Нигижма, Гакукса, Теребовская.
        Выбор места обследования. Пудожский район Карелии, расположенный на восточном берегу Онежского озера, представляет собой подлинный заповедник русской традиционной культуры. Эти места называют «Исландией русского эпоса». Район Водлозера, расположенный на территории Пудожья, до сих пор известен как край колдунов и знахарей.
        При выборе конкретных населенных пунктов для обследования мы опирались на советы профессора ПГУ А.В. Пигина и местных жителей. Мы направлялись в места известные высоким уровнем сохранности традиционной культуры и не первый год привлекающие внимание исследователей. Для их сравнительного изучения уже имеется значительная источниковая база (собрания памятников книжности и материальной культуры, фоно- и фотоархивы, проч.). Пудожский район Карелии  выбран для полевых исследований именно по этому принципу: собранные здесь археографами, этнографами, фольклористами в к. XIX – нач. XX вв., а далее в 1970-1990-х годах материалы послужат для нас неоценимой базой для проведения современных сравнительных исследований.

Цели и задачи экспедиции

        В ходе экспедиции решались задачи научного и педагогического характера:
— познакомить студентов с жизнью севернорусской деревни с основным акцентом на ритуальные и символические аспекты (обряды, верования, праздники, формы регламентации повседневной жизни);
— выявить и описать специфические черты ментальности и стиля поведения, как они проявляются в личной и семейной жизни (рождение и воспитание ребенка, взаимоотношения полов и семейная жизнь, отношение к смерти и погребально-поминальная обрядность);
— изучить представления местных жителей об основных кризисных событиях в истории крестьянской России ХХ в. (коллективизация, Великая Отечественная война, экономические результаты перестройки);
— зафиксировать то, как они оценивают современное состояние деревни;
— записать биографии местных жителей и истории их семей;
— научить студентов пользоваться современными техническими средствами записи и хранения информации (запись на диктофон с последующей расшифровкой и переводом информации в цифровой код, фото- и видеофиксация информантов и материальных объектов);
— познакомить студентов с историей и фольклором Карелии, а также с местными памятниками архитектуры и изобразительного искусства;
— познакомить их также с основными этнографическими, историко-архитектурными и природными памятниками Карелии и юга Архангельской обл. (Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», Муромский монастырь, Бесов нос со знаменитыми петроглифами 3-4 тыс. до н.э., г. Каргополь со множеством архитектурных памятников и музеев, архитектурный комплекс в дер. Ледины, музеи в г. Петрозаводск, водопад Кивач и др.).

Организация работы

        Основная форма работы в экспедиции — опрос с диктофоном информанта по определенной теме с использованием программы-вопросника. Далее аудиозапись расшифровывается и записывается на карточку или в тетрадь, которые помещаются в картотеку. Первоначально при работе использовалось 28 вопросников, разработанных в ходе Каргопольских экспедиций ИФФ РГГУ. Вопросники были любезно предоставлены нам доцентом А.Б. Морозом, которому мы приносим искреннюю благодарность. Позднее эти вопросники были модифицированы, а также составлены новые. В 2005 г. использовался уже 51 вопросник. В ходе экспедиций собирались данные по всем сторонам традиционной культуры Русского Севера. Особенно богатым и разнообразным оказался материал по темам: «Похороны», «Демонология», «Скотоводство», «Народная медицина», «Традиционное застолье». Зафиксировано большое число фольклорных текстов разных жанров: былички, предания, заговоры, песни, частушки, произведения детского фольклора, несколько волшебных сказок.
        Исследовалось также мировоззрение и самосознание жителей Пудожского района, их ценностные ориентации и политические предпочтения. Участники экспедиции задавали вопросы о том, как видят жители современное состояние деревни, перспективы ее развития, как оценивают распад Советского Союза и другие политические события недавнего прошлого, что думают о деятельности президента России и т.д. Опросив определенное количество респондентов, каждый участник экспедиции обобщал свои наблюдения в кратком резюме.
        В рамках программы по «устной истории» фиксировались беседы, посвященные историческим событиям ХХ века, особенно рассказы о коллективизации, Великой Отечественной войне, о жизни деревни в эпоху «застоя» и в «постперестроечный период».
        Производилась фотофиксация объектов материальной культуры (жилища, утварь, одежда), предметов декоративно-прикладного искусства, памятников светской и религиозной архитектуры, фрагментов природного и культурного ландшафта. Частично фиксировались на фото- и видеокамеру диалоги с представителями старшего поколения, а также процесс исполнения фольклорных текстов. Участники экспедиции Брайант Девис и Д.М. Шлепнев отсняли большой объем видеоматериалов.
        Подлинной удачей стало знакомство с практикующей знахаркой Валентиной Александровной Куроптевой из дер. Теребовская. Был записан и снят на видео подробный рассказ о ее жизни, а также зафиксированы многочисленные рассказы и отзывы о В.А. Куроптевой других жителей Пудожского района.
        Научное значение материалов обусловлено тем, что они собраны на территории русской Карелии, в одном из немногих районов России, сохранившем до наших дней традиционную культуру и фольклор. Среди сделанных записей многие представляют собой подлинные этнологические открытия (как, например, обширная коллекция магических средств «от тоски» по умершему или история приобретения сакральных познаний В.А. Куроптевой).
        В рамках экспедиций происходило знакомство с достопримечательностями и историческими местами Карелии, а также с краеведческими и художественными музеями. В частности, мы посетили Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», Краеведческий музей и Музей изобразительных искусств в Петрозаводске, провели ряд однодневных экскурсий: на катере по Онежскому озеру с осмотром петроглифов 3-4 тысячелетия до н.э. на Бесовом Носе, Пери Носе и Гурьем острове и Муромского монастыря; на автобусе в Каргополь с заездом в дер. Лядины (архитектурный комплекс XVIII в.); на катере по Водлозеру с заездом на Ильинский погост и в ряд прибрежных деревень. Познакомились с работой Водлозерского национального парка.
        Постоянную помощь в организации работы нам оказывали ученые из Петрозаводска: К.К. Логинов, А.В. Пигин, С.В. Федорова и др. Всем им хочется выразить глубокую благодарность.